Памятные даты русского зарубежья, май 2017 - стр. 223 мая
145 лет со дня рождения Николая Николаевича Салтыкова (23(11).05.1872, Вышний Волочёк Тверской губ., Россия – 28.09.1961, Белград, Югославия), математика, механика, педагога. Окончил Харьковский университет. Стажировался во Франции и Германии. Возвратившись, работал в Томском технологическом институте. Переехал в Киев. Защитив докторскую диссертацию (1906), вернулся в Харьков, где служил профессором на кафедре теоретической механики. В 1919 переехал в Тифлис, некоторое время преподавал в университете и Политехническом институте. В эмиграции с 1920. Обосновался в Сербии. С 1921 профессор математики на философском (позднее математико-естественном) факультете Белградского университета, в котором проработал 33 года и воспитал не одно поколение учеников. Член-корреспондент (1934), действительный член Сербской Академии наук и искусств (1946). Принимал активное участие в работе Русской академической группы и Русского научного института, в «Записках» которого опубликовал часть своих работ. Почти все его исследования посвящены теории дифференциальных уравнений. В эмиграции им были опубликованы более 100 научных трудов, в том числе и монографии по истории математики.
29 мая
45 лет со дня кончины Степана Прокофьевича (Прокопьевича) Тимошенко (23(11).12.1878, с. Шпотовка Черниговской губ., Россия – 29.05.1972, Вупперталь, ФРГ), учёного в области теоретической и прикладной механики, инженера, преподавателя, «отца сопромата». После окончания Петербургского института инженеров путей сообщения (Путейного института) в 1901 занимался исследовательской практикой в Германии: «Я увидел, как наука творится, и это имело большое психологическое влияние на всю мою последующую деятельность». В 1906 возглавил лабораторию механических испытаний в Киеве. С 1909 — декан инженерно-строительного факультета Киевского политехнического института. В 1911 возвратился в Петербург, где получил должность профессора в Путейном и Электротехническом институтах (1913). В 1917 принял участие в организации Украинской АН, предложив создать отдел прикладных наук при физико-математическом отделении. В эмиграции с 1920 в Королевстве СХС. Обосновался в Загребе, преподавал в местном Политехническом институте. В 1922 переехал в США. Сначала жил в Филадельфии, затем в Питсбурге, где работал инженером в исследовательском институте компании «Вестингауз». Уже в первые дни пребывания в США отмечал низкий уровень технического образования американцев: «…Здесь инженерной наукой никто не интересовался…». Именно поэтому он сосредоточил своё внимание на преподавательской деятельности и составлении пособий, учебников и книг. Лекции по сопротивлению материалов, которые он читал в питсбургской школе механики в 1924, послужили основой для «Прикладной теории упругости», вышедшей в 1925. С 1927 — профессор Мичиганского, затем Стэнфордского (1936) университетов, где возглавлял кафедры прикладной механики. В 1929 организовал летние школы механики для специалистов сначала при Мичиганском, затем при Стэнфордском и Калифорнийском университетах. В Калифорнии (Пало-Альто) прожил 18 лет (до 1964), затем переехал к дочери в ФРГ. За это время подготовил ряд новых книг и учебников, был удостоен многих международных званий, наград и премий. Входил в различные, в том числе русские, зарубежные объединения и общества. Член Академий наук разных стран мира, включая АН СССР (1928). «Корифей прикладной механики, …Тимошенко был фигурой мирового масштаба…» (П. Жермен, член Французской академии). В СССР побывал в 1958 и в 1967, посетил родные места. На склоне жизни писал: «…Обдумывая причину наших достижений в Америке, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы». См. публикации С.П. Тимошенко в каталоге библиотеки ДРЗ.
30 мая
130 лет со дня рождения Александра Порфирьевича Архипенко (30(18).05.1887, Киев, Россия – 25.02.1964, Нью-Йорк, США), скульптора. С детства проявлял любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, с 13 лет — копировал из книги рисунки Микеланджело. Учился в Киевском художественном училище (1902-1905). Продолжил образование в частных студиях Москвы. В 1908 уехал в Париж в Школу искусств, затем изучал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки. В. бронзовых скульптурах "Адам и Ева", "Женщина с кошкой", "Саломея", "Сусанна" и др. (1908-1911), делал акцент на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. В 1912 создал серию фигур "Цирк Медрано", построенных с помощью элементарных геометрических форм и основал в Париже собственную школу. Исполнял фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой скульптурной практике используя пространство "внутри" и "пустоту" как изобразительный элемент, равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподобные скульптуры: "Женщина, укладывающая волосы" (1915), "Луч" (1918), "Ваза-женщина" (1919) и др. В 1921 поселился в Берлине, где открыл художественную школу, а также презентовал выставку своих работ в Нью-Йорке в Музее современного искусства, имевшую грандиозный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском. В 1923 переехал в США, в 1928 принял американское гражданство. 1920-1930-х много и плодотворно работал: . создал ряд реалистических произведений ("Повернутый торс", "Диана", "Шагающая", "Желание", "Меланхолия" и др.), а также академически традиционные скульптурные портреты Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко, деятелей американской политики и культуры. Но абстрактную, конструктивную скульптуру не оставил, используя различные технические изобретения; в частности, так называемую архипентуру - подвижную живопись, которую сам разработал (1924-1927). Экспериментировал и со "звуковой скульптурой", а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е). За 40 лет провёл более 150 персональных выставок. Преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-28, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), и др., а также в американских университетах; ездил с лекциями по городам США. Использовал впервые в своих скульптурах сквозные отверстия и ниши в качестве изобразительных элементов и впервые "составил" единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, выявленная конструкция и конструктивность, лиричность - основные качества его работ, Представлен во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. Двенадцать его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже. В 2016 его именем названа улица в Киеве.
31 мая
120 лет со дня рождения Владимира Александровича Лазаревского (31(19).05.1897, Киев –25.08.1953, Ницца), журналиста, редактора, общественного деятеля. Учился на факультете права Киевского университета. Участник Гражданской войны. В эмиграции с 1920 в Праге, где окончил Русский юридический факультет. Переехав в Париж, работал выпускающим редактором газеты «Возрождение». Переводил русских писателей на французский язык, за что был награждён орденом Renaissance Francaise. В 1931 избран генеральным секретарём Федерации объединений русских, окончивших высшие учебные заведения за рубежом (ОРОВУЗов). Организовал Российский национальный союз. Входил в состав Русского национального комитета. Во время Второй мировой войны состоял в Комитете по организации представительства русской национальной эмиграции. Член Общества охранения русских культурных ценностей и других организаций. Усыновил четверых детей. Издавал непериодический сборник «Свободный голос» (1946), в котором писал: «Душою и сердцем, всегда и неразрывно мы были с Россией и русским народом, но ”советская власть” национальной властью для нас не была, ибо национального дела никогда не творила». Вспоминая об этом, Роман Гуль отмечал: «Чтоб в тогдашнем Париже издавать такой “Свободный голос”, надо было быть мужественным человеком… надо увековечить его… ». Основал и был первым редактором парижской газеты «Русская мысль». Благодаря французским связям (в частности, знакомству с К. Брюне, одним из руководителей католического профсоюза Французской конфедерации трудящихся-христиан), он обошел «разрешительную систему», действовавшую во Франции до 1949, выпуская газету два года подряд как орган русских секций Конфедерации трудящихся-христиан. Вложил в издание первого номера весь свой капитал — 40 тысяч франков. Первый номер «Русской мысли» вышел на Пасху 19 апреля 1947.
Составитель к. филолог. н. В.Р. Зубова
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/calendar2017.05.23-2/
|
|