Открытие выставки книг из библиотеки Б.С.Раббота
29 апреля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки книг из библиотеки Б.С.Раббота.
Борис Семенович Раббот — философ, социолог, политолог, публицист, чье имя и труды практически не известны широкому кругу российской общественности. Будучи руководителем референтной группы академика А.М.Румянцева — лидера «либерального крыла» коммунистической партии Советского Союза брежневских времен, Борис Раббот многие годы был безымянным автором его статей, деловых записок, выступлений на высоких трибунах и книг общественно-научной тематики. Говоря о проблемах современной социологии и политологии «от имени» маститого академика, Борис Раббот был одним из немногих сотрудников высшего эшелона власти, задолго до М.С.Горбачева готовивших базу для «перестройки» прежде всего в сфере общественных наук. О том, как складывался жизненный путь талантливого ученого, как формировалась его библиотека, частично представленная на выставке в ДРЗ, рассказала присутствующим на ее открытии супруга Б.Раббота — известный переводчик-синхронист ООН, активный деятель русского зарубежья Линн (Елена Владимировна) Виссон.
Б.С.Раббот родился в Костроме и через несколько лет переехал с родителями в Москву. С юности проявляя серьезный интерес к общественным наукам, Борис поступил на философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Вскоре молодой ученый защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Его любимым наставником был блестящий советский философ В.Ф.Асмус — крупнейший специалист по греческой и западной философии. Познакомившись в университетские годы с Б.Л.Пастернаком, Б.Раббот был частым посетителем писательской дачи в Переделкине, где слушал первые главы легендарного «Доктора Живаго».
В 1960 году Борис Семенович становится корреспондентом уникального советского журнала «Наука и религия», являвшегося для советского читателя порой единственным источником информации по религиозной тематике. «Насаждая» атеизм, журнал вызывал интерес советской аудитории к вопросам истории мировых религий и проблеме свободы вероисповедания в СССР.
В 1965 году Б.Раббот стал научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР, затем — руководителем группы референтов академика А.М.Румянцева. В 1968 году Борис Семенович получил должность заведующего сектором по экспериментальным исследованиям Института конкретных социальных исследований, возглавляемого А.М.Румянцевым — главным советником Л.И.Брежнева по вопросам международных отношений. С момента образования института и во многом благодаря рекомендациям эрудированного референта, впервые в истории советской науки началась эра научных обменов — обменов визитами и научной литературой ведущих ученых из Советского Союза и стран Запада, — прежде всего, Соединенных Штатов.
В 1969 году под авторством Румянцева вышла в свет книга «Проблемы современной науки об обществе», написанная для академика Б.Рабботом. Голосом авторитетного советника генсека Раббот говорил об отсталости советской общественной науки, о вреде ее изоляции, о важности развития общественных и гуманитарных областей научного знания. Автор книги призывал покончить с оторванностью советских американистов, африканистов и т.п. от предметов их исследований, создать свои научные центры на базе посольств СССР в других странах. Результатом выхода издания стало создание целой серии научных институтов Академии наук, среди которых Институт США, Азии, Канады.
После разгона Института социологии, чьи передовые идеи оказались не кстати пришедшему ко власти «консервативному крылу» партии, Борис Семенович решает эмигрировать из страны. Однако и свободолюбивая Америка два года не давала въездной визы «советскому либералу», не относящему себя к диссидентам — противникам советской идеологии. Вывод американцев был однозначным: Раббот — агент КГБ. Помогли личные контакты с авторитетными американскими социологами, и Борис Семенович остался в США.
Линн Виссон комментирует: тем не менее, многие американские специалисты не принимали всерьез широту научных интересов советского доктора наук — дескать, исследования в нескольких областях научного знания одним специалистом есть проявления дилетантизма. В Америке нужно было быть либо социологом, либо политологом, либо историком и т.д.
Однако Борис Раббот продолжал свою ежедневную интеллектуальную деятельность «по перемалыванию действительности» так, как привык — широко и всесторонне. Помогали книги — огромная библиотека, привезенная с собой из России. Супруга Бориса Семеновича замечает: его нельзя было представить без книги, он постоянно что-то записывал на полях, изучая прочитанное «от корки до корки». Библиотека постоянно расширялась, и книги стояли на полках в 3–4 ряда. В основном, это были книги по философии — Кант, Бердяев, Лейбниц (работам выдающегося немецкого ученого была посвящена кандидатская Б.Раббота), классические греческие философы, американские прагматики и т.д. Художественная литература была представлена любимыми авторами владельца библиотеки, среди которых Пастернак, Шекспир, Бальзак, Джек Лондон, английский язык которого, по замечанию Линн Виссон, современные американцы уже не понимают.
По решению вдовы Б.С.Раббота большая часть библиотеки супруга передана в фонды Дома русского зарубежья. «Эти книги хранят не только знания, но и память о своем владельце», — подытожила свое выступление Линн Виссон.
От имени Дома русского зарубежья заместитель директора по библиотечной работе Т.А.Королькова поблагодарила Елену Владимировну за ценнейший дар, который будет именоваться «Коллекцией Бориса Семеновича Раббота». Татьяна Александровна выразила надежду на продолжение сотрудничества с Линн Виссон — автором нескольких книг, в том числе и о кулинарной культуре русского зарубежья.
Ирина Тишина
|